МБОУ "Валуянская ООШ"
Белгородская область, Красногвардейский район, село Валуй, ул.Луговая 50
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность
    Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

    Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

    Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

    1.направленность на решение бытовых проблем;
    2.является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
    3.связь с решением стандартных, стереотипных задач;
    4.это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
    Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга.

    Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

    Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

    Составляющие функциональной грамотности

    1. Читательская грамотность    Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
    2. Естественно-научная грамотность    Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями
    3. Математическая грамотность    Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
    4. Финансовая грамотность    совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
    5. Креативное мышление    способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
    6. Глобальные компетенции    сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем
    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

    Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

    Письмо Министерства просвещения РФ от 14 сентября 2021 года № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Приказ департамента образования Белгородской области от 17 сентября 2021 года № 2535 «О реализации комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области»

    Приказ департамента образования Белгородской области от 21 сентября 2021 года № 2555 «Об утверждение региональной команды по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области»

    Школьные документы по функциональной грамотности

    Список литературы по формированию функциональной грамотности

    Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)

    Образовательная платформа "Просвещение"

    Тест "Цифровые компетенции педагога"

    Материалы Института стратегии развития образования РАО

    Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация)

    Банк заданий по функциональной грамотности

    Региональные мероприятия по формированию функциональной грамотности

    Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учеников 5–9-х классов

    с использованием открытого банка заданий

    1. Читательская грамотность: https://ss.resobr.ru/fungram/Chitgram.pdf

    2. Естественнонаучная грамотность:  https://ss.resobr.ru/fungram/Estestvgram.pdf

    3. Финансовая грамотность: https://ss.resobr.ru/fungram/Fingram.pdf

    4. Математическая грамотность: https://ss.resobr.ru/fungram/Matgram.pdf

    5. Глобальные компетенции: https://ss.resobr.ru/fungram/Globalkomp.pdf

    6. Креативное мышление: https://ss.resobr.ru/fungram/Kreativmyshlenie.pdf

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie